Тема: Изготовление изделий цилиндрической формы. Омелящик С.В
Цели урока:
Образовательная: формирование представления об изготовление деталей цилиндрической формы и выявление дефектов их устранения.
Развивающая: научить выявлять дефекты при изготовлении детали цилиндрической формы.
Воспитательная: воспитать конструктивность и вариативность мышления.
Оборудование урока: бруски, рашпиль.
Основные понятия урока: дефект, повреждение.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
III. Изложение нового программного материала:
- Изготовление изделий цилиндрической формы.
- Выявление дефектов их устранения.
- Практическая работа.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Повторение пройденного материала.
- Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической формы.
- Чтение чертежей.
III. Изложение нового программного материала:
- Изготовление изделий цилиндрической формы.
Детали цилиндрической формы, которые в поперечном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 1а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.
Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 1б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.
Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспособлении (призме) (рис. 1 д)
Рис. 1. Последовательность изготовления детали цилиндрической формы ручным инструментом: а — выпиливание бруска квадратного сечения из доски; б — разметка торцов и граней заготовки; в — восьмигранная форма заготовки; г — шестнадцатигранная форма заготовки; д — обработка круглой формы напильником; е — зачистка шлифовальной шкуркой
Ребра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 1 в). Еще раз проводят касательные к окружности, очерчивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 1 г). Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем напильниками с более мелкими насечками (рис.1 д). Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 1 е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца. Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 2 а), а затем проверяют его по линейке (рис 2 б).
Рис. 2. Контроль диаметра круглой детали: а — измерение размера кронциркулем; б — отсчет размера по линейке.
Последовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.
- Выявление дефектов их устранения.
Дефект – это изъян, порча, повреждение.
Дефект — это отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру (форме, размерам и др.), установленному проектом или нормативным, документом возникшее в процессе изготовления и монтаж
Повреждение — это неисправность (снижение качества, нарушение формы и размеров), полученная конструкцией в процессе транспортировки, монтажа и эксплуатации.
Устранение дефектов
Отделочное покрытие следует удалить, если оно имеет слишком сильные повреждения или же создает определенные трудности в выборе материала для его восстановления, а также не соответствует первоначальному виду изделия.
Шлифование проводят только для растрескавшихся и шелушащихся поверхностей.
Практическая работа.
- Разработайте чертеж и составьте маршрутную карту на изготовление изделия цилиндрической формы.
- Разметьте и изготовьте черенок для лопаты по чертежу и маршрутной карте.
- Закрепление изученного материала.
- Какова последовательность изготовления детали цилиндрической формы?
- Как измерить диаметр детали кронциркулем?
- Что записывают в маршрутной технологической карте?
- Итог урока.
Оценивание практической работы.